4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Болит колено у ребенка дцп

Болит колено у ребенка дцп

Колено — одн из самых крупных суставов в человеческом организме. Оно складывается из окончаний бедренной, большеберцовой и малоберцовой кости, прикрытых надколенником. Соединительную функцию выполняют связки и сухожилия. В детском возрасте эта часть ноги подвергается особенно сильной нагрузке за счёт активных движений.

Часто колени у маленького ребёнка болят из-за того, что мышцы, кости и связки растут. Поскольку рост происходит неравномерно, в коленной области ощущаются боли. Это естественное явление наблюдается у каждого третьего дошкольника в 3-4 года. «Боли роста» возникают в подколенной области, икрах и бёдрах. Иногда ноги у детей могут болеть просто из-за чрезмерной активности — бега, прыжков, подвижных игр.

Но есть ряд симптомов, указывающих на развитие серьёзных заболеваний:

  • боли в бедрах, икрах и подколенной зоне, длящиеся дольше 3 суток подряд;
  • сильные отеки коленных суставов;
  • сильный дискомфорт в течение длительного времени после физической травмы;
  • прихрамывание при ходьбе;
  • сыпь в области колена;
  • горячие или покрасневшие суставы ног;
  • сложности со сгибанием коленей.

Эти проявления могут сопровождаться общей слабостью или повышением температуры до +39ᵒ С. Если болевые ощущения сочетаются с одним из описанных симптомов, следует обратиться к врачу для комплексного обследования.

Из-за чего у ребёнка болят колени

Выяснить, какой фактор вызвал заболевание сустава, невозможно без врачебной консультации. Особенно сложно определить диагноз, если малыш ещё не умеет точно описывать свои ощущения.

Наиболее распространённые причины, приводящие к болезненным симптомам:

  • Бактериальная инфекция. Проникновение гноеродных бактерий вызывает отёк, сильную боль и повышение температуры.
  • Травмы мягких тканей. Высокая физическая активность создаёт чрезмерное напряжение на мышцы и связки, способствует ушибам и разрывам волокон.
  • Тендинит квадрицепса. Нарушение возникает в результате перенапряжения мышцы квадрицепса. Состояние характерно при увлечении футболом или лёгкой атлетикой. Колени у ребёнка болят в области чашечки. Недомогание сопровождается отёком и общей слабостью.
  • Тендинит надколенника. Заболеввания возникает из-за повреждения волокон сухожилия, прикрепляющегося к надколеннику. Болит и опухает область под коленной чашечкой.
  • Ювенильный артрит. Болезнь может развиться как у 6-месячного младенца, так и у подростка. Главный признак — опухшие, покрасневшие и горячие суставы. У детей, активно занимающихся спортом, боли ощущаются в передней части колен.
  • Болезнь Осгуд-Шлаттера. Формируется у детей в возрасте 12-13 лет, особенно увлечённых спортом. Заболевание вызывает воспаление в области соединения голени с надколенником.
  • Хирургические заболевания. К ним относятся вывихи связок, повреждения мениска, врождённые патологии суставов.

Есть и более опасные состояния, сопровождающиеся болью в коленях — инфекционные поражения костей, воспалительные артриты, злокачественные опухоли. Промедление с установкой диагноза в этих случаях чревато тяжёлыми последствиями.

Что делать при боли в коленях

При лёгких травмах ребёнку помогут простые домашние методы — прикладывание к пострадавшей области пакета со льдом и тугая повязка из эластичного бинта. Ногу следует приподнять выше уровня туловища, оперев на стену. В течение 2 суток после травмы необходимо ограничить физическую активность.

Если дискомфорт возникает без видимых причин, стоит попробовать мягкий массаж, грелку или тёплую ванну перед сном. Приём имбирного чая трижды в день снимает воспаление и расслабляет мышцы.

Эффективно купирует боль смазывание органическими маслами — имбирным, горчичным или эвкалиптовым.

Методы диагностики и лечения

Опытный врач может определить наличие травмы путём простого осмотра. Для уточнения диагноза может быть сделано рентгеновское исследование. В сложных случаях назначается компьютерная или магнитно-резонансная томография. При подозрении на бактериальную инфекцию врачи могут провести артроскопию сустава и биохимический анализ крови.

Если причиной боли стал воспалительный артрит, применяют мази и нестероидные средства в форме таблеток или уколов. При резко выраженных болях делаются инъекции гормональных препаратов в область сустава. Дополнительно назначаются витамины, лазерная и магнитная терапия.

При инфекции костной ткани и хрящей проводится терапия антибиотиками. Медикаменты вводятся внутривенно в течение 5-7 дней, затем необходимо принимать антибиотики в форме таблеток от 2 до 6 недель.

Обязательное условие выздоровления при спортивных травмах — покой и исключение физических нагрузок на срок до 2 месяцев.

Назначаются обезболивающие и противовоспалительные мази и таблетки, физиотерапия и ношение тугой повязки.

Сложные поражения связок, менисков и костей требуют хирургических операций. Важную роль в реабилитации и последующем нормальном росте тканей играет физиотерапия.

Профилактика заболеваний коленного сустава

Главный способ предотвратить проблемы — это правильная организация детской активности. Обычная утренняя зарядка поможет укрепить связки, сформировать более сильные мышцы ног. Регулярные занятия повышают устойчивость суставного аппарата к травмам. Ребёнку 7-8 лет можно предложить лёгкие упражнения на растяжку — ходьбу с высоким подъёмом колен, раскачивание, махи ногами вперёд и в стороны.

Детей, занимающихся спортом, нужно обучать методам разминки подколенных сухожилий и квадрицепсов перед тренировкой. После занятий следует выполнять расслабляющие упражнения. Поддержку колена обеспечивает правильно подобранная спортивная обувь.

Важно также контролировать вес ребёнка. Лишние килограммы создают избыточное давление на суставы, способствуя развитию артрита.

Если у ребёнка болят колени слишком долго или периодически, рекомендуется обратиться к педиатру или детскому ортопеду. Болезнь, не вылеченная вовремя, может перейти в тяжёлую хроническую форму.

Болит колено у ребенка дцп

Колено — одн из самых крупных суставов в человеческом организме. Оно складывается из окончаний бедренной, большеберцовой и малоберцовой кости, прикрытых надколенником. Соединительную функцию выполняют связки и сухожилия. В детском возрасте эта часть ноги подвергается особенно сильной нагрузке за счёт активных движений.

Часто колени у маленького ребёнка болят из-за того, что мышцы, кости и связки растут. Поскольку рост происходит неравномерно, в коленной области ощущаются боли. Это естественное явление наблюдается у каждого третьего дошкольника в 3-4 года. «Боли роста» возникают в подколенной области, икрах и бёдрах. Иногда ноги у детей могут болеть просто из-за чрезмерной активности — бега, прыжков, подвижных игр.

Но есть ряд симптомов, указывающих на развитие серьёзных заболеваний:

  • боли в бедрах, икрах и подколенной зоне, длящиеся дольше 3 суток подряд;
  • сильные отеки коленных суставов;
  • сильный дискомфорт в течение длительного времени после физической травмы;
  • прихрамывание при ходьбе;
  • сыпь в области колена;
  • горячие или покрасневшие суставы ног;
  • сложности со сгибанием коленей.

Эти проявления могут сопровождаться общей слабостью или повышением температуры до +39ᵒ С. Если болевые ощущения сочетаются с одним из описанных симптомов, следует обратиться к врачу для комплексного обследования.

Из-за чего у ребёнка болят колени

Выяснить, какой фактор вызвал заболевание сустава, невозможно без врачебной консультации. Особенно сложно определить диагноз, если малыш ещё не умеет точно описывать свои ощущения.

Наиболее распространённые причины, приводящие к болезненным симптомам:

  • Бактериальная инфекция. Проникновение гноеродных бактерий вызывает отёк, сильную боль и повышение температуры.
  • Травмы мягких тканей. Высокая физическая активность создаёт чрезмерное напряжение на мышцы и связки, способствует ушибам и разрывам волокон.
  • Тендинит квадрицепса. Нарушение возникает в результате перенапряжения мышцы квадрицепса. Состояние характерно при увлечении футболом или лёгкой атлетикой. Колени у ребёнка болят в области чашечки. Недомогание сопровождается отёком и общей слабостью.
  • Тендинит надколенника. Заболеввания возникает из-за повреждения волокон сухожилия, прикрепляющегося к надколеннику. Болит и опухает область под коленной чашечкой.
  • Ювенильный артрит. Болезнь может развиться как у 6-месячного младенца, так и у подростка. Главный признак — опухшие, покрасневшие и горячие суставы. У детей, активно занимающихся спортом, боли ощущаются в передней части колен.
  • Болезнь Осгуд-Шлаттера. Формируется у детей в возрасте 12-13 лет, особенно увлечённых спортом. Заболевание вызывает воспаление в области соединения голени с надколенником.
  • Хирургические заболевания. К ним относятся вывихи связок, повреждения мениска, врождённые патологии суставов.

Есть и более опасные состояния, сопровождающиеся болью в коленях — инфекционные поражения костей, воспалительные артриты, злокачественные опухоли. Промедление с установкой диагноза в этих случаях чревато тяжёлыми последствиями.

Что делать при боли в коленях

При лёгких травмах ребёнку помогут простые домашние методы — прикладывание к пострадавшей области пакета со льдом и тугая повязка из эластичного бинта. Ногу следует приподнять выше уровня туловища, оперев на стену. В течение 2 суток после травмы необходимо ограничить физическую активность.

Если дискомфорт возникает без видимых причин, стоит попробовать мягкий массаж, грелку или тёплую ванну перед сном. Приём имбирного чая трижды в день снимает воспаление и расслабляет мышцы.

Эффективно купирует боль смазывание органическими маслами — имбирным, горчичным или эвкалиптовым.

Методы диагностики и лечения

Опытный врач может определить наличие травмы путём простого осмотра. Для уточнения диагноза может быть сделано рентгеновское исследование. В сложных случаях назначается компьютерная или магнитно-резонансная томография. При подозрении на бактериальную инфекцию врачи могут провести артроскопию сустава и биохимический анализ крови.

Читать еще:  Почему у детей болят суставы рук и ног

Если причиной боли стал воспалительный артрит, применяют мази и нестероидные средства в форме таблеток или уколов. При резко выраженных болях делаются инъекции гормональных препаратов в область сустава. Дополнительно назначаются витамины, лазерная и магнитная терапия.

При инфекции костной ткани и хрящей проводится терапия антибиотиками. Медикаменты вводятся внутривенно в течение 5-7 дней, затем необходимо принимать антибиотики в форме таблеток от 2 до 6 недель.

Обязательное условие выздоровления при спортивных травмах — покой и исключение физических нагрузок на срок до 2 месяцев.

Назначаются обезболивающие и противовоспалительные мази и таблетки, физиотерапия и ношение тугой повязки.

Сложные поражения связок, менисков и костей требуют хирургических операций. Важную роль в реабилитации и последующем нормальном росте тканей играет физиотерапия.

Профилактика заболеваний коленного сустава

Главный способ предотвратить проблемы — это правильная организация детской активности. Обычная утренняя зарядка поможет укрепить связки, сформировать более сильные мышцы ног. Регулярные занятия повышают устойчивость суставного аппарата к травмам. Ребёнку 7-8 лет можно предложить лёгкие упражнения на растяжку — ходьбу с высоким подъёмом колен, раскачивание, махи ногами вперёд и в стороны.

Детей, занимающихся спортом, нужно обучать методам разминки подколенных сухожилий и квадрицепсов перед тренировкой. После занятий следует выполнять расслабляющие упражнения. Поддержку колена обеспечивает правильно подобранная спортивная обувь.

Важно также контролировать вес ребёнка. Лишние килограммы создают избыточное давление на суставы, способствуя развитию артрита.

Если у ребёнка болят колени слишком долго или периодически, рекомендуется обратиться к педиатру или детскому ортопеду. Болезнь, не вылеченная вовремя, может перейти в тяжёлую хроническую форму.

Надо ли терпеть боль? ЛФК: почему дети с ДЦП плачут

Книжка Екатерины Клочковой «Введение в физическую терапию» лежит у меня на столе, и я ее перечитываю. Некоторые куски по пять раз. Понять трудно.

Там сначала длинная вводная часть про то, как современная медицинская наука представляет себе болезнь, инвалидность, двигательное развитие ребенка и устройство нервной системы.

Это достоверные сведения, подкрепленные списком научной литературы, но их трудно уложить в голове, точно так же, как трудно уложить в голове тот научный факт, что Земля круглая – легче все же в быту представлять себе Землю плоской.

Точно так же трудно представлять себе объемной, например, проблему «ребенок не ходит». Дело ведь не только в его индивидуальных особенностях, не только в том, что повреждены нейроны мозга и спазмированы мышцы ног. Возможно ведь, что и сама задача «ходить» сформулирована неправильно.

Например, если ребенку два месяца – глупо же учить двухмесячного ходить. А если ему два года, но он отстает в развитии? А может быть, ребенку мешают ходить не столько собственные спазмированные мышцы, сколько окружающая среда. Например, мама так перепугана диагнозом ДЦП, так лелеет больного ребенка, что никогда не спускает с рук. Как же он научится ходить, если всегда живет на руках у мамы?

Екатерина Клочкова – физический терапевт

В описаниях Екатерины Клочковой каждый случай такой – сложный, объемный, развивающийся еще и во времени. Если ребенок не ходит от того, что ноги у него вывернуты и не становятся на пятку, глупо водить его за ручки в надежде, что научится ходить.

Он не научится, а ноги еще больше вывернутся от неестественной нагрузки, и взрослый, который водит за ручки, сорвет себе спину, потеряв способность хоть как-то ребенку помогать.

Каждый случай сложный. Нет волшебного метода, в который маме предлагалось бы поверить. Нет реабилитационного центра на краю света, в который следовало бы повезти ребенка во что бы то ни стало. Нет ударных двухнедельных курсов, которые следовало бы претерпеть сквозь боль и страдания.

Есть зато многостраничные анкеты, в которых разбирается, что именно с этим именно ребенком не так. И есть два-три раза в неделю безболезненные занятия, похожие на игру. И цель этих занятий – скорее не выправить ребенка прямо сейчас, а показать маме, как можно день изо дня заниматься с ребенком дома.

Санкт-Петербург, улица Чехова. Екатерина Клочкова принимает в Институте раннего вмешательства, в красивом здании, перестроенном из старинной конюшни. Мы пока ждем пациентку (Екатерина предпочитает термин «клиент») примерно трех лет по имени Ульяна, пьем чай и разговариваем о боли. Екатерина довольно решительно не признает необходимости терпеть боль.

Институт раннего вмешательства когда-то был конюшней

– Исследования доказывают нам, что если ребенок орет, то разрушается привязанность на биологическом уровне. Мать, вынужденная спокойно смотреть, как плачет ее ребенок, перестает реагировать выбросом пролактина на крик ребенка, на зов ребенка о помощи. Она находится в состоянии стресса. И ребенок тоже находится в состоянии стресса, в состоянии «собраться и спасаться», в этом состоянии в мозг ребенка поступает крайне мало кислорода, и учиться ребенок не может ничему. Вы же не можете учиться, когда убегаете в лесу от медведя.

Мы говорим про то, что боль – это несовременно и ненаучно

Я слушаю и не соображаю сразу спросить, что будет, если лечебную боль будет причинять ребенку сама мать. Что там будет с пролактином, если не чужой человек, инструктор ЛФК, причиняет ребенку боль, и мать не спасает кричащего малыша, но если болезненные упражнения исходят от самой матери, и ребенок плачет в ее руках.

Что будет, иными словами, если мать сама под руководством инструктора будет делать с ребенком болезненную гимнастику. Ведь не нарушается же привязанность в традиционалистских культурах, когда мать ребенка шлепает.

Эти вопросы не приходят мне в голову. С Екатериной говорить трудно. Ее гуманистическая модель мира крайне разумна, основывается на научных исследованиях, но плохо укладывается в голове человека, живущего в мире, где боль повседневна, а любовь – редкость.

Екатерина тем временем продолжает:

– Мы же хотим научить ребенка полезным навыкам? Ходить, обслуживать себя. Представьте, что вы учитесь чему-нибудь новому, например, кататься на одноколесном велосипеде. Если в процессе обучения один человек будет держать вашу голову, другой будет держать вашу попу, а третий будет выкручивать ваши суставы – вы научитесь кататься? Нет, конечно. Вы научитесь, только если у вас будет желание научиться, и если вы будете учиться самостоятельно.

Дальше Екатерина излагает научно обоснованную теорию о том, как человек в три этапа обучается двигательным навыкам, но понять этой теории я уже не могу, кончается оперативная память. Слава Богу, приходит клиент Ульяна, и я имею возможность посмотреть, как эта физическая терапия работает.

Ульяна тренирует ротацию за поцелуи и похвалы

Ульяне три года. Она не умеет ходить, сидеть и переворачиваться. Ноги у нее спазмированы так, что носки вытянуты, как у балерины, руки спазмированы так, что пальцы намертво сжаты в кулаки.

Екатерина встает на колени, мама Ульяны встает на колени напротив, Ульяна лежит между ними на полу, и похоже, что они просто ласкаются. За любое движение, тем более осознанное, Ульяна получает тысячу похвал и поцелуев в нос.

Екатерина придерживает Ульяну за бедра, а девочка приподнимается слегка и опирается на руку. Если я правильно понимаю, вся наша крупная моторика – ходить, садиться, переворачиваться – состоит из множества мелких и неосознанных элементов. Например, умение садиться начинается с умения опираться на руку. Вот его-то они сейчас и отрабатывают за поцелуи в нос.

Чтобы сесть, надо научиться опираться на руку

А чтобы Ульяне не было скучно просто сидеть и опираться на руку, Екатерина ставит перед нею кегли. То есть Ульяна сидит, опираясь на левую руку, сбивает кегли правой рукой, тем самым выводит себя из равновесия и сменою равновесия опору на руку тренирует.

Дальше – подготовка к ходьбе. Ходьба тоже состоит из множества мелких элементов, и один из них – опора на пятку. Екатерина сажает Ульяну себе между колен, устраивает ноги девочки так, чтобы пятки касались пола, а чтобы не было скучно просто сидеть, касаясь пола пятками, ставит перед Ульяной коробку с фасолью.

Ульяна разбрасывает фасоль, машет руками и этим самым выводит себя из равновесия, тренирует свою способность удерживать правильную позу, когда сидишь, спустив ноги и поставив пятки на пол.

Читать еще:  Болят кончики пальцев на руках причины у ребенка

Екатерина говорит к тому же, что разбрасывание фасоли тренирует Ульянины мышцы куда эффективнее, чем если бы инструктор ЛФК делал подобные движения за нее. Потому что она сама машет руками, а не предоставляет инструктору ее руками махать.

Смысл игры в фасоль в том, чтобы сидеть на попе, уперев пятки в пол

Ну и опять, разумеется, объятия, поцелуи в нос, похвалы. Ульяна улыбается. Занятие не кажется ей физкультурой, а кажется игрой.

Наконец – дельфин и пена. Ульяна с мамой и Екатериной играют с вибромассажером, выглядящим как дельфин. А потом сбивают в тазу пену для бритья. Играть с вибрирующим дельфином и сбивать пену Ульяне очевидно нравится. Девочка улыбается и даже смеется.

Через четверть часа таких игр спастически сжатые Ульянины кулаки расправляются, пальцы расслабляются. Я видел подобный эффект расслабления, но только после интенсивного и болезненного массажа, во время которого ребенок орет будто его режут, а мать стоит рядом и теряет способность вырабатывать пролактин.

Пена не творит чудес, просто в ней расслабляются руки

– Вы научите нас? – спрашиваю я Екатерину.

– Ну… – Екатерина, кажется, оценивает степень невыполнимости моей просьбы.

– Ну, или расскажите, где этому можно научиться.

Детский церебральный паралич

Детский церебральный паралич (ДЦП) – группа заболеваний головного мозга, возникающих вследствие его недоразвития или повреждения в процессе беременности или родов, и проявляющихся двигательными расстройствами, нарушениями речи и психики.

Признаки

Часто в раннем детстве симптомы ДЦП почти не заметны, но они все ярче проявляются по мере взросления ребенка. Дети, страдающие этим заболеванием, позже других начинают держать голову, переворачиваться, сидеть, ползать и ходить. Зато «детские» рефлексы, которые в норме исчезают в 6-8 месяцев, у них сохраняются дольше. Часто такие дети к полутора годам одной рукой управляются гораздо лучше, чем другой, так как вторая половина тела у них слишком слабая.

Однако мышцы ребенка, страдающего ДЦП, могут быть не только чересчур расслаблены. Они могут быть и слишком напряжены. И то, и другое называется патологическим мышечным тонусом. Из-за него руки и ноги ребенка могут принимать неестественные положения.

Движения страдающего ДЦП слишком резкие или наоборот, слишком медленные. Довольно часто ребенок не может их контролировать.

Часто у страдающих этим заболеванием возникают деформации скелета. Обычно на пораженной стороне рука и нога несколько короче, чем на здоровой. Если эту разницу не корректировать, возможно развитие сколиоза.

Многие дети, страдающие ДЦП, имеют задержки умственного развития. Однако если ребенок не откликается на свое имя, возможно, у него проблемы не с умственным развитием, а со слухом. Это тоже частая патология при ДЦП.

Некоторые дети не могут нормально разговаривать из-за неспособности правильно двигать губами и языком. Также у них могут наблюдаться проблемы сначала с сосанием, а позже и с глотанием. У таких детей часто бывает слюнотечение, так как они не могут сглатывать слюну. Родителям в этом случае необходимо внимательно следить за ребенком во время приема пищи – есть опасность удушения из-за того, что пища может попасть в дыхательные пути.

Примерно у 30 % таких детей наблюдаются судороги. Они могут начаться сразу после рождения, а могут и через несколько лет. Часто судороги не замечают, считая, что это просто непроизвольные движения рук или ног.

Примерно 75 % страдающих ДЦП имеют проблемы со зрением. Чаще всего это косоглазие, возникающее из-за слабости мышц, контролирующих движения глаза. Часто у них бывает и близорукость.

Многие страдающие ДЦП имеют кариес. Это происходит из-за невозможности правильно чистить зубы. Также в возникновении этого заболевания играет роль и врожденная недостаточность зубной эмали.

У некоторых детей могут быть проблемы с мочеиспусканием и испражнениями, так как они не могут контролировать соответствующие мышцы.

Описание

На 1000 детей приходится примерно 2-3 ребенка, страдающих детским церебральным параличом. Однако рождается их больше – примерно 1,7-5,9 на 1000 родов. Раньше считалось, что детский церебральный паралич развивается из-за проблем во время родов. Теперь же известно, что неправильно протекающие роды, конечно, играют роль в развитии этого заболевания, но далеко не первую – почти в 80 % случаев заболевание закладывается в пренатальный период (до рождения ребенка). Факторов риска этого заболевания множество:

  • преждевременные роды;
  • осложнения во время родов;
  • тугое обвитие пуповиной;
  • слишком крупный плод;
  • узкий таз;
  • низкая масса тела при рождении, особенно, если масса тела меньше 1 кг;
  • множественные плоды (двойня, тройня и более);
  • врожденные патологии строения головного и спинного мозга;
  • нарушения кровообращения головного мозга у плода;
  • преэклампсия и эклампсия;
  • инфекционные заболевания, перенесенные матерью во время беременности;
  • заболевания щитовидной железы и сахарный диабет у матери;
  • гипертоническая болезн, ишемическая болезнь сердца, пороки сердца у матери;
  • курение и употребление алкоголя во время беременности;
  • резус-конфликт матери и плода;
  • гипо- и авитаминозы у матери;
  • гемолитическая болезнь новорожденного;
  • плохая экологическая обстановка.

Существует несколько форм этого заболевания. В основном диагностируют спастическую диплегию, двойную гемиплегию, гиперкинетическую, атонически-атаксическую и гемиплегическую формы.

Спастическая диплегия или болезнь Литтла

Это наиболее распространенная (40 % всех случаев ДЦП) форма заболевания, отчетливо проявляющаяся к концу первого года жизни. Возникает она преимущественно у недоношенных детей. У них развивается спастический тетрапарез (парез рук и ног), причем парез ног выражен сильнее. У таких детей ноги и руки находятся в вынужденном положении из-за постоянного тонуса и сгибательных, и разгибательных мышц. Руки прижаты к туловищу и согнуты в локтях, а ноги неестественно выпрямлены и прижаты друг к другу или даже перекрещены. Стопы часто деформируются в процессе роста.

Также у этих детей часто бывают нарушения речи и слуха. Их интеллект и память снижены, им трудно сосредоточиться на каком-либо занятии.

Судороги бывают реже, чем при других видах ДЦП.

Двойная гемиплегия

Это одна самая тяжелая форма заболевания. Ее диагностируют в 2 % случаев. Она возникает из-за длительной пренатальной гипоксии, при которой повреждается головной мозг. Заболевание проявляется уже в первые месяцы жизни ребенка. При этой форме наблюдаются парезы рук и ног с преимущественным поражением рук и неравномерным поражением сторон тела. Руки при этом согнуты в локтях и прижаты к телу, ноги согнуты в коленях и тазобедренных суставах, но могут быть и разогнуты.

Речь таких детей смазанная, плохо понятная. Они говорят гнусаво, либо слишком быстро и громко, либо слишком медленно и тихо. У них очень маленький словарный запас.

Интеллект и память таких детей снижены. Дети часто пребывают в эйфории или в апатии.

При этой форме детского церебрального паралича также возможны судороги, причем, чем они чаще и сильнее, тем хуже прогноз заболевания.

Гиперкинетическая форма

Для этой формы ДЦП, встречающейся в 10 % случаев, характерны непроизвольные движения и расстройства речи. Заболевание проявляется в конце первого – начале второго года жизни ребенка. Непроизвольно двигаться могут руки и ноги, мышцы лица, шея, причем движения усиливаются при переживаниях.

Говорить такие дети начинают поздно, их речь медленная, невнятная, монотонная, артикуляция нарушена.

Интеллект при этой форме страдает редко. Часто такие дети успешно заканчивают не только школу, но и высшее учебное заведение.

Судороги при гиперкинетической форме бывают редко.

Атонически-астатическая форма

У детей, страдающих этой формой ДЦП, мышцы расслаблены, причем гипотония наблюдается с рождения. Эта форма наблюдается у 15 % детей с ДЦП. Они поздно начинают садиться, стоять и ходить. Координация у них нарушена, при этом часто бывает тремор (дрожание рук, ног, головы).

Интеллект при этой форме страдает незначительно.

Гемиплегическая форма

При этой форме, встречающейся в 32 % случаев, у ребенка выявляется односторонний парез, то есть, поражены одна рука и одна нога с одной стороны тела, причем, больше страдает рука. Эта форма часто диагностируется уже при рождении.

Характерно для этой формы нарушение речи – ребенок не может нормально произносить слова.

Интеллект, память и внимание снижены.

В 40-50 % случаев регистрируются судороги, причем, чем они чаще, тем хуже прогноз заболевания.

Существует также смешанная форма (1 % случаев), при которой сочетаются различные формы заболевания.

Выделяют три стадии детского церебрального паралича:

  • раннюю;
  • начальную хронически-резидуальную;
  • конечную резидуальную.

В конечной стадии существует две степени – I, при которой ребенок овладевает навыками самообслуживания, и II, при которой это невозможно из-за сильных нарушений психики и моторики.

Диагностика

К неврологу с подозрением на ДЦП нужно обращаться если:

  • в возрасте 1 месяца ребенок не моргает глазами в ответ на громкий звук;
  • в возрасте 4 месяцев ребенок не поворачивает голову на звук;
  • в возрасте 4 месяцев ребенок не тянется за игрушкой;
  • в возрасте 7 месяцев ребенок не сидит без поддержки;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок не говорит слова;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок делает все в основном одной рукой;
  • у ребенка судороги;
  • у ребенка косоглазие;
  • движения ребенка слишком резкие или слишком плавные;
  • ребенок не ходит или ходит неправильно, например, на цыпочках.
Читать еще:  Болит шея руки немеют пальцы

Врач ставит диагноз на основании тщательного осмотра ребенка, жалоб родителей, семейной истории, а также течения беременности и родов.

Обязательно нужно сдать общий и биохимический анализы крови и общий анализ мочи. Но эти исследования нужны не для подтверждения диагноза, а для исключения инфекций, гормональных и метаболических нарушений. Для исключения генетических заболеваний проводят генетический анализ и исследование ДНК. Для исключения опухолей мозга, кровоизлияний в мозг проводят ультразвуковое исследование головного мозга

Лечение

Несмотря на то, что ДЦП до конца вылечить невозможно, лечить его нужно, чтобы облегчить ребенку жизнь.

Лечение этого заболевания комплексное, включает в себя:

  • массаж для нормализации мышечного тонуса;
  • лечебную гимнастику для выработки движений и улучшения координации (должна проводиться постоянно);
  • физиотерапию (электрофорез, миостимуляция) только если нет судорог;
  • электрорефлексотерапию для восстановления активности двигательных нейронов коры головного мозга, в результате чего снижается мышечной тонус, улучшается координация, речь, улучшается дикция;
  • нагрузочные костюмы для коррекции позы и движений тела, а также для стимуляции центральной нервной системы;
  • терапию с животными – иппотерапия, канистерапия;
  • работу с логопедом;
  • развитие моторных навыков ребенка;
  • назначение препаратов, улучшающих работу мозга
  • занятия на специальных тренажерах типа локтомат.

При необходимости проводят оперативное вмешательство – сухожильно-мышечную пластику, устранение контрактур, миотомию (разрез или разделение мышцы).

Возможно, что через некоторое время появится метод лечения стволовыми клетками, но пока научно доказанных методов лечения этого заболевания с их применением не существует.

По каким причинам у ребенка болят колени, диагностика и методы лечения патологий

Дети и подростки нередко жалуются на боль в коленях, что может вызывать настороженность у родителей, однако, чаще всего это обусловлено повышенной двигательной активностью, нагружающей опорно-двигательную систему ребенка. Колени испытывают большую нагрузку в детском возрасте, и такое явление, как перенапряженные связки, мышцы и суставы, может приводить к частым болям в коленках у детей.

Введение

Важно знать! Врачи в шоке: «Эффективное и доступное средство от боли в суставах существует. » Читать далее.

Однако стоит принять во внимание, что ряд патологических состояний и заболеваний может проявляться болевыми симптомами, и если у ребенка болят колени, на это стоит обратить внимание. Предварительно родителям необходимо провести краткую диагностику в домашних условиях, которая поможет понять, почему ребенок жалуется:

  1. Расспросить ребенка, не было ли у него травм колена – ушибов и растяжений, ссадин вследствие падений, ударов во время физической активности.
  2. Осмотреть и осторожно прощупать колено, на которое ребенок жалуется – такие признаки, как покраснение кожи, локальный подъем температуры, отечность и боль, могут указать на воспаление сустава вследствие травмы или по другим причинам.

Разовая болезненность вследствие небольших травм обычно быстро проходит без последствий, однако, если ребенок жалуется на частую или постоянную боль в колене, острую или ноющую, это повод обратиться к врачу за подробным исследованием.

Почему обычно болят колени у ребенка: симптоматика

Травма

Травматическое повреждение — наиболее частая причина боли в колене у ребенка. Несмотря на частоту получения ушибов и растяжений, стоит прислушаться к ребенку, если он жалуется на сильную или долго непроходящую боль. У детей костно-суставная система еще не сформирована, легко получает вывихи, разрывы связок и мягких тканей, трещины и переломы костей. Боль при травматическом повреждении характеризуется появлением сразу после нанесения травмы – ударе колена, резком повороте, перегрузке конечности.

Травма колена обусловливает появление следующих признаков:

  • отечность поврежденной области;
  • синюшность кожного покрова в месте поражения;
  • онемение кожи, снижение чувствительности на ноге ниже колена;
  • ограничение движения вплоть до полной блокировки – ребенок не может ногу разогнуть или согнуть;
  • боль не уходит спустя несколько дней после получения травмы, она сильная, интенсивная, мешает ходьбе.

У девочек после 10 лет, чаще – после 13 наблюдается нередкое смещение коленной чашечки даже при небольших травмах, повторяющееся при нагрузке на колено в дальнейшем.

Воспалительный процесс

Об остром воспалении говорит обычно резкая, выраженная боль, при хронизации она может стихать на какое-то время и нарастать в периоды обострений.

Воспаление сопровождает следующие заболевания коленного сустава:

  • инфекционный артрит – возникает при занесении в сустав инфекционных агентов с током крови или при повреждении его целостности при травме;
  • ревматизм. В детском возрасте он редко приводит к заметным деформациям и изменениям в суставе, но при частых ангинах у ребенка и проблемах с сердцем его нельзя исключать из предполагаемого ряда диагнозов;

  • септический бурсит – поражение сумки сустава, вызванное инфекцией;
  • остеомиелит – тяжелое воспалительное заболевание костной ткани;
  • тендинит – воспалительный процесс в сухожилиях по причине травмы, перегрузки;
  • ювенильный артрит – частое заболевание детского и подросткового возраста, с неясной этиологией, ассоциировано с аутоиммунной агрессией.

Даже «запущенные» проблемы с суставами можно вылечить дома! Просто не забывайте раз в день мазать этим.

Повышенная нагрузка

Колени и другие сочленения скелета могут болеть в случае активных занятий спортом с большой нагрузкой на коленные суставы. В этом случае боль обусловлена растяжением сухожилий, перегруженными суставами, травмами мягких тканей. Также нагрузка на суставы возникает при наличии лишнего веса. Такая боль характеризуется постепенным нарастанием интенсивности и проявляется, как правило, симметрично, затрагивая оба колена.

Интенсивный рост

Хотя не считается патологическим явлением, но является частой причиной жалоб ребенка, что болит нога. Рост костей вызывает растяжение связок, мышц и сосудов, дополнительную нагрузку на суставы, что проявляется болью, усиливающейся по ночам. Признаками, что боль в ногах обусловлена именно ростом, считаются следующие:

  1. Массаж и согревающие мази снимают боль.
  2. Болеть может одна конечность.
  3. Ночные боли после интенсивных дневных нагрузок на ноги.
  4. Возраст 10-15 лет.

Аномалии развития

Боль в колене у ребенка может быть проявлением патологий развития сустава, костей и мягких тканей ног. В ряду таких состояний чаще всего диагностируются следующие:

  1. Пороки развития менисков коленного сустава.
  2. Аномалии развития тазобедренного сустава с ущемлением бедренного нервно-сосудистого пучка.
  3. Плоскостопие, врожденное или приобретенное, влияющее на развитие костей и суставов ноги.
  4. Болезнь Осгуда-Шлаттера, встречается у подростков 10-15 лет, чаще у мальчиков, провоцируется спортивными нагрузками. Боль при этом состоянии выражена по ночам.
  5. Врожденные нарушения анатомического строения.
  6. Кисты и опухоли в области сустава.

Психологический фактор

В случае недостатка родительского внимания ребенок может жаловаться на боль в колене, причем это может быть как симуляцией, так и возможным психосоматическим проявлением проблем отношений с матерью. Обычно боль характеризуется появлением в моменты, когда ребенку не хватает материнской ласки, при перетягивании родительского внимания в сторону младших детей и подобных ситуациях психологического характера.

Как лечить

Не всякая боль в колене у ребенка требует лечения и, тем не менее, оставлять подобные проявления без внимания нельзя. Оказание помощи детям при жалобах на боль в коленном суставе зависит от характера боли и причин, ее вызывавших.

  1. В случае травматического повреждения на больное место прикладывается холод – например, пакет со льдом, ноге обеспечивается покой. Ребенка необходимо госпитализировать для оказания квалифицированной помощи в случае переломов, вывихов коленного сустава или разрывов мягких тканей.
  2. Воспалительные явления требуют обращения к врачу и ряда диагностических мероприятий, с назначением в дальнейшем специализированного курса терапии — как консервативной, так и операционной. В домашних условиях облегчить болезненные симптомы в коленном суставе у ребенка можно применением местных средств – противовоспалительных и обезболивающих мазей.
  3. При болях необходимо сокращение физических нагрузок или отказ от них до установки диагноза, прохождения лечения и снятия симптоматики.
  4. Если боль обусловлена возрастными изменениями, снять ее можно массажем и растираниями ноги с согревающими средствами.

Боль в коленях у ребенка может быть как симптомом активного роста, так и сигналом о начинающейся болезни, поэтому оставлять его жалобы без внимания нельзя. Чем раньше проведена диагностика и начато лечение коленного сустава, тем выше вероятность полного излечения и нормализации функций суставов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector